шрифты 


        Классификация шрифтов

        Теперь уже наверняка все знают, что компьютерная единица измерения величины шрифта — point (англо-американский пункт), которая обычно переводится как пункт, и полиграфическая единица измерения величины шрифта (французский пункт), на самом деле не совпадают. Компьютерный пункт равен 0,353 мм, а полиграфический пункт — 0,376 мм. Разница составляет около 7 %. Поэтому при указании кегля обязательно нужно уточнить, какой пункт имеет в виду заказчик, а какой заложен в верстке.

        Краткий список наиболее используемых гарнитур.

        Academy — экономична. Имеет маленькое очко, и потому хорошо читается в крупных кеглях (от двенадцати пунктов и выше). Набирать ею мелко (10 и менее пунктов) основной текст не следует.

        Antiqua — это наименование семейства шрифтов. В компьютерном варианте этот шрифт очень близок к классической Литературной гарнитуре. Гарнитура хорошо читается и подходит для любых целей, но несколько бледновата. Ценным свойством является ее экономичность.

        Baltica — существует во многих версиях. Хороша для любых целей. Очень легко читается, но не очень экономична.

        Bodoni — это тоже целое семейство шрифтов. Очень контрастный шрифт красивого рисунка. Такие шрифты традиционно используют для набора высокохудожественных изданий со «свободным» текстом.

        Kudriashov — «Кудряшевская». Красивая, легко читающаяся гарнитура. Очень хорошо воспринимается в плотных, густых текстах. Собственно говоря, была создана именно для этой цели.

        Tahoma — гротеск. Очень хорошо смотрится в полосе и на экране.

        Officina Sans — гротеск cо своеобразными «срезанными» уголками штрихов и «полузасечками». Отлично смотрится в полосе и на экране. Один из «несовковых» шрифтов.

        Классификация шрифтов по размерам. Шрифты одной гарнитуры имеют различные размеры по кеглю. Размер шрифта, включающий высоту буквы (очка) и заплечики (свободные пространства над и под очком), измеряется в пунктах (1 пункт (п.) = 0,376 мм). Например, высота верхней площадки литеры шрифта кг. 12 равна 12 п., высота строчной буквы занимает меньше половины кегля.

        и другого крупнокегельного набора — кг. 16, 18, 20, 24, 28, 32, 36 и 48, а также больших размеров.

        В некоторых гарнитурах очко литеры в пределах одного и того же кегля может быть мелкое и крупное. Для получения более компактного набора используют шрифт с размерами очка, соответствующими следующему, большему кеглю. Например, на литерах шрифта кг. 9 размещают очко, соответствующее кг. 10. Подобные шрифты обозначают дробью 10/9, и наоборот.

        Гарнитура шрифта. Разновидности начертаний очка:

        по постановке — прямое, курсивное, наклонное;

        по плотности — сверхузкое, узкое, нормальное, широкое, сверхширокое; по насыщенности — светлое, полужирное, жирное.

        Основные кегли: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 18, 20, 24, 28, 32, 36, 42, 48 п.

        Удобочитаемость шрифта определяется скоростью (быстротой восприятия) и удобством чтения как отдельных знаков, так и текста в целом, а также правильностью понимания прочитанного без лишнего напряжения и повышенной утомляемости.

        Основными факторами, влияющими на удобочитаемость, являются: геометрические параметры шрифта (гарнитура, кегль, начертание и размеры очка), технологические параметры набора (длина строки, размеры междустрочного пробела, пробелов между словами, буквами), композиционное расположение материала на странице.

        Геометрические параметры шрифта. Удобочитаемость отдельных гарнитур шрифтов в значительной степени определяется квалификацией и навыками читателей. Различают четыре модели чтения: побуквенное, послоговое, пословное, понятиями.

        При побуквенном и послоговом чтении наилучшей удобочитаемостью обладают гротесковые шрифты, значительно меньшей — шрифты Литературной гарнитуры и еще меньшей - Обыкновенной гарнитуры.

        При пословном чтении преимущества шрифтов снижаются с уменьшением кегля шрифта, так как в шрифтах мелких кеглей буквы сходных очертаний (с, е; н, к; з, в; н, и) труднее различать. Шрифты Литературной гарнитуры сохраняют хорошую удобочитаемость во всех кеглях.

        Использование шрифта. В зависимости от целевого назначения шрифты можно разделить на: текстовые, выделительные, титульные (заголовочные), для акцидентного набора, афишно-плакатные.

        К. текстовым относятся шрифты светлого прямого начертания кг. 5 -14. Для набора основного текста книг и журналов обычно используют гарнитуры — Литературную, Банниковскую, Обыкновенную новую, Бодони, Школьную, Журнальную и др.; для газетного набора - Новую газетную, Школьную, Обыкновенную.

        Шрифты кг. 6, 7 используют для набора основного текста компактных изданий — карманных справочников и словарей, для объявлений в газетах, а также как дополнительные шрифты к основному кеглю. Шрифт кг. 8 применяют для набора основного текста некоторых массовых журналов, справочников, указателей, словарей, для дополнительного и справочновспомогательных текстов, а также таблиц в книгах, научных и художественных журналах и газетах. Шрифты кг. 8, 9 используют для набора текста газет; шрифт кг. 10 и частично 9 — для набора основного текста различных книжных изданий и части журналов; шрифты кг. 12, 14 — для набора основного текста учебников (первых лет обучения) и книг для детей.

        К выделительным относятся шрифты курсивные, наклонные, полужирные, жирные, широкие и других начертаний, перечисленные в текстовой группе шрифтов до кг. 14. Их используют для выделений при текстовом наборе (например, драматических произведений), а также в газетах и журналах.

        К титульным (заголовочным) относятся крупнокегельные шрифты (кг. 16—48) всех начертаний. Их применяют для набора заголовков в газетах, книгах и журналах, а также для набора текста на титульных листах и обложках, объявлений, грамот, программ и других акцидентных работ. Для тех же целей используют рубленые и неконтрастные группы шрифтов.

        Индексация шрифтов. Стандартным шрифтам присвоены определенные буквенные и цифровые индексы. Первая часть индекса — название гарнитуры шрифта, обозначенное начальными прописными буквами. Например, Обыкновенная гарнитура — О, Академическая —А, Обыкновенная новая — ОН. Чтобы различить гарнитуры, названия которых начинаются с одинаковых букв, к прописной начальной букве добавляют строчную (например, Банниковская — Бн).

        Вторая часть индекса — условное обозначение начертания шрифта. Для прямых начертаний обозначения не используют, а курсивные и наклонные шрифты обозначают косой чертой, поставленной за начальными буквами индекса шрифта, например Л/, Бн/, ОН/. В зависимости от ширины очка начертания шрифтов обозначают четными цифрами: сверхузкое — 2; узкое — 4; широкое — 6; сверхширокое — 8. Шрифты с нормальной шириной очка цифру не имеют. Четные цифры ставят за знаком, обозначающим постановку очка. В зависимости от насыщенности очка начертания шрифтов обозначают нечетными цифрами: светлое — 1, полужирное — 3, жирное — 5. Эти цифры ставят после цифры, обозначающей ширину очка.Так, шрифт Обыкновенной гарнитуры прямого узкого светлого начертания будет иметь обозначение 041, Академической гарнитуры прямого нормального жирного начертания - А5, Обыкновенной новой гарнитуры курсивного нормального полужирного начертания — ОН/3.

        Следующая часть индекса — цифровое обозначение кегля шрифта. Эту цифру ставят после обозначения начертания шрифта и отделяют от него дефисом. В каталогах, прейскурантах и образцах шрифтов вместо дефиса ставят строчную букву, обозначающую способ набора. Так, индекс шрифта Академической гарнитуры курсивного полужирного начертания для ручного набора кг. 10 — А/3р10.

        При индексации двухлитерных строкоотливных матриц условное цифровое обозначение выделительного шрифта прямого полужирного начертания отделяют дефисом от условного обозначения шрифта основного начертания, например Ш1-3с8 — шрифт Школьной гарнитуры прямого светлого и полужирного начертаний кг. 8. Если выделительный шрифт курсивный или наклонный, дефис не ставят.









 Разное 



Интерьер квартиры

Цвет и интерьер

Оформление окон

Cтиль интерьера

Фэн шуй квартиры

Сделай сам

Освещение квартиры

Дизайн детской комнаты

Дизайн спальни

Дизайн ванной комнаты


Яндекс цитирования
Copyright 2007 Дизайн интерьера квартиры, дизайн офиса ремонт квартир и тп.